16 сентября 2012 г.

Диалектика смерти Mail.ru или о неотвратимом конце

Эта запись была опубликована в Google+. Я всем рекомендую почитать, чтобы для себя прояснить ситуацию с нашими сервисными службами. Текст поста привожу полностью и комментарии тоже.

Эта ситуация касается большинства пост-советского сервиса на Украине и в России, но не отвечает на самый важный вопрос, так почему письма не доходят? Эта отдельная тема объясняется с технической точки зрения предельно просто, но это уже в другой статье.
Больше по ссылке service-ua.net
------------------------------------------------------------------------------------------------------------


В последние несколько дней общения с разными людьми формирующими Рунет, невольно возникала тема нашего интернет-автоваза, компании Мейл.ру. Пока широкая аудитория не обсуждает этого, но в 2012 году это станет общим местом, поэтому постараюсь обозначить свои мысли и объяснить почему светлого будущего у Мейл.ру не может быть.

Якорный сервис – почта от Мейл.ру

Сегодня Мейл.ру это почта. Вчера это также была почта. Якорный сервис компании это исключительно почта. Все остальное, чем располагает Мейл.ру это либо сервисы вокруг почты, либо проекты возникшие на трафике этой самой почты. Самостоятельных и успешных проектов у Мейл.ру нет, да и не может быть, тому несколько причин. Первая и основная причина историческая. Имея почту, которая генерирует трафик для других проектов, можно не заниматься реальным бизнесом, рассчитывая как оправдать вложения в то или иное направление. Основной подход нашего интернет-автоваза, это капитализация почты и максимизация доходов за счет создания зонтика вокруг основной услуги. До момента, пока основная услуга пользуется спросом, никакой угрозы для этого праздника жизни нет. Можно создавать химеры, которые нежизнеспособны и радоваться происходящему, заодно раздувая щеки от собственного величия.

Мейл.ру это типичный российский бизнес в наихудшем его проявлении. Отсутствие инициативы, идей, желания работать. Компанию ловили за руку в воровстве чужих кодов для Мейл.ру агента, да и в медийных проектах нормальная практика воровать чужой контент. Это корпоративный стандарт, так как Мейл.ру не умеет создавать нечто свое, в лучшем случае копировать чужое. Де-факто сам почтовый сервис это случайность, он просто оказался в нужное время и в нужном месте. С тех пор, никаких успешных и сравнимых по размеру проектов Мейл.ру не создал. Им не нужно. Что забавно и достаточно интересно. Зато компания взяла на вооружение спам для продвижения своих проектов (например, МойМир продвигали исключительно спамом, причем не только на адреса мейл.ру, но и вовне). Этот абзац важен для понимания того, что застой компании это не застой в головах топ-менеджеров, а просто структура, которая не ориентирована на победу, она построена для выживания и капитализации единственного ценного ресурса – почты.

Почему почта под ударом? Короткий ответ – наш мир изменился, в том числе меняется Рунет. И эти изменения связаны с тем, что почта из просто сервиса для обмена сообщениями превращается в идентификатор для устройств, других сервисов и так далее. Базовая функциональность почты отходит на второй план. Например, развитие Android жестко привязывает пользователей к аккаунту Gmail и им не нужна старая почта (максимум переадресация). Это один из факторов, почему Мейл.ру и другие сервисы, будут терять и активно платежноспособную аудиторию. Можно долго обсуждать это, но адекватного ответа на этот вопрос, у Мейл.ру просто нет.

Пока процесс только набирает обороты, но уже начиная с 2012 года, отток самых интересных, платежеспособных пользователей превратится из ручейка в поток. Это впрочем видно и сегодня, достаточно зайти на любой медийный проект Мейл.ру и почитать комментарии. Мат, снова мат и спам. Достаточно интересная характеристика аудитории. Впрочем, тонко чувствуя свою аудитории (это не ирония, а правда), в Мейл.ру все свои медийные проекты сделали «желтой» прессой – довольно прочитать заголовки, чтобы это осознать.

В 2011 году, люди бизнеса давая свою почту на мейл.ру извинялись, – «она у меня слишком давно». Но если говорить о массовой аудитории, то ей это все равно. По фиг. И в этом менеджмент Мейл.ру видимо и видит свое спасение и вечную жизнь. Но как показывает история ничего вечного не бывает, вопрос только в том, как изменится мир. И тут у меня есть одна неприятная новость.

Мейл.ру никогда не был модным, а сегодня он становится архаичным. Это означает, что для молодежи сервис однозначно неинтересен. Много рекламы, много ссылок на всякую ерунду, много спама о своих проектах. Назвать это комфортной почтой, не поворачивается язык. Достаточно сравнить с Yandex.Почта или Gmail. В современном мире сервиса важно быть любым, пусть и технически не слишком продвинутым, но если вы модны, то вам простят многое. Тут нет и этого. Поэтому дальше вопрос времени, когда начнется разрушение якорного сервиса Мейл.ру, а имено почты.

Футубра и другие «уникальные» сервисы.

Имея единственный ресурс, а именно почту, необходимо его защищать наилучшим образом. Для этого требуется не раздражать аудиторию рекламой, которая выглядит как спам, выпускать дополнительные проекты, которые повышают вовлеченность пользователей (повышают время на сайте). Это могут быть игры, контент-проекты и так далее. Собственно в мейл.ру и идут этим путем. Но при правильном направлении, реализация мягко говоря, хромает.

Другое направление это инновации. Недавно интернет-автоваз скопировал Твитер – это сервис Футубра. На очереди думаю копирование других мировых сервисов, которые явным образом, являются вторичными и их нужность мягко говоря под вопросом. Почему мейл.ру это делает? Ответ прост и очевиден – это их ДНК, они умеют только так.

Если десять лет назад такой способ работы прокатывал, то в 2012 году он нереален. Причина в том, что большинство глобальных сервисов осознали силу локальных рынков, выпускают локализацию (читай переводы своих сервисов), чем увеличивают их аудиторию. В мейл.ру на это закрывают глаза. А это достаточно большой барьер, который был в прошлом (в России почти не знают английский язык, что делает локализованные версии настолько популярными). Набрать критическую массу пользователей для новых сервисов, в Мейл.ру просто не смогут. Их бизнес-технологии остались в 90-х. Это типичная стратегия направленная на выживание. Пусть этот интернет-гигант еще жив, шевелится и что-то делает, но на уровне идей, стратегии развития и тому подобных вещей, это уже мертвечинка.

P.S. Я себе слабо представляю как можно пользоваться каким-либо сервисом Мейл.ру. В принципе не понимаю. Из мазохизма если только.

Данный пост на Google+


2 комментария:

  1. Остается только присоединиться к мнению автора. Действительно, увидев в адресе почтового адреса "мейл.ру" непроизвольно поднимается бровь, :) и данному контакту извилины дают определенную характеристику.:) У меня есть, давно, и давно не указываю нигде. :)

    Долго пришлось ждать сервиса от Google.
    Лет 15 назад, как только появилась эта поисковая система в нете, мне стало все ясно... т.е. кто есть кто.
    Недавно провел эксперимент, - из 10 отправленных писем на ящик мэйлру пришло только 2?
    Многим свом коллегам пытаюсь обьяснить, что такой "сервис" нужно давно менять, но как видно, доходит не многим. Для меня это как... короче... скажи мне твой мэйл, и я скажу - кто ты!

    Аналогично, Андрей! Но, действительно, есть пользователи, причем легкомысленными их не назовешь, у которых основной ящик на мейл.ру. Знаю такого человека лично, если можно так сказать.
    Почта была давно заведена, еще 8 лет назад.
    Бровью то поведу, но выводы делаю, все же, не сразу, хотя, в большинстве случаев, предположения оказываются верными.:)
    Но вот, что мне не хватает в гугл-почте, так это - смс уведомление о новом письме. Мейл.ру предоставляет такую возможность, но там нет смысла совершенно подключать эту функцию.

    ОтветитьУдалить
  2. Больше информации на моем сайте http://service-ua.net/google4.html

    ОтветитьУдалить